Субъект естественной монополии ржд

Содержание
  1. Монополия неспешной езды Какими стали «Российские железные дороги» за 10 лет правления Владимира Якунина — Meduza
  2. Инфраструктура
  3. Финансы
  4. Тарифы на грузовые перевозки
  5. Коррупция
  6. Электрички
  7. Другие проекты
  8. Что такое монополия. Естественная монополия и рынок монополии
  9. Признаки рынка чистой монополии
  10. Чем плохи монополии
  11. Откуда берутся монополии
  12. Что такое закрытая и открытая монополия, двусторонняя монополия
  13. Что такое естественные монополии
  14. Виды монополий: концерн, картель, конгломерат
  15. Антимонопольное законодательство
  16. Закупки субъектов естественных монополий 2020 г
  17. 1. Естественная и искусственная монополия
  18. 2. Государственные естественные монополии: основные преимущества  
  19. 3. Закупки субъектов естественных монополий как заказчиков по 223-ФЗ
  20. 4. Закупки субъектов естественных монополий как поставщиков по 44-ФЗ
  21. Какова роль монополий в сфере закупок
  22. Причины формирования искусственной и естественной монополии
  23. Монополия как заказчик по 223-ФЗ
  24. Пример закупок естественной монополии
  25. Монополия как поставщик по 44-ФЗ

Монополия неспешной езды Какими стали «Российские железные дороги» за 10 лет правления Владимира Якунина — Meduza

Субъект естественной монополии ржд

Владимир Якунин, несколько дней назад объявивший о скорой отставке, руководит «Российскими железными дорогами» уже 10 лет.

По плану реформы монополии, которая разрабатывалась в начале 2000-х, предполагалось, что РЖД к 2010 году будет получать деньги только за использование железнодорожных путей и инфраструктуры, а основные перевозки будут осуществлять частники.

Довести реформу до конца не удалось и к 2015-му — не в последнюю очередь из-за противодействия самого Якунина. По заданию «Медузы» журналист «Эха Москвы» Илья Рождественский изучил, в каком состоянии находится монополия и что оставит после себя нынешний президент РЖД. 

Инфраструктура

Протяженность путей сообщения за последние 15 лет почти не изменилась: в 2000 году их длина составляла 86,1 тысяча километров, в 2014-м — 86,3 тысячи. 

В России насчитывается около 1,2 миллиона грузовых вагонов, они перевозят 1,2 миллиарда тонн грузов ежегодно. Для сравнения, в США и Канаде около 700 тысяч вагонов перевозят почти три миллиарда тонн.

Логистика перевозок была разработана еще при Госплане, но с тех пор многое изменилось — рынок переориентировался на экспорт, сырьевые товары подчас гонят через всю страну, и инфраструктура оказалась неспособна справиться со сложившимися условиями.

 Средняя скорость, если брать от момента начала погрузки до момента окончания разгрузки вагона, — 15 километров в час.  В 2012 году она падала до 9,1 километра в час.

Другая инфраструктурная проблема — наличие «узких мест», территорий с низкой пропускной способностью. «У нас 20 процентов железнодорожных линий пропускает 80 процентов грузопотока, а на 80 процентов остальных линий приходится 20 процентов грузопотока.

Поэтому из-за дефицита средств инвестпрограмма РЖД преимущественно развивает эти 20% основных транспортных коридоров», — объяснял «Коммерсанту» руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.

 Все эти недостатки бьют по грузоперевозчикам: нефтяникам, угольщикам, металлургам, в общем — основным российским экспортерам. 

Средний возраст локомотивов — 27 лет, их износ приближается к 70%. В отличие от грузовых вагонов, почти все локомотивы в стране находятся на балансе РЖД. Денег на обновление парка у «Российских железных дорог» нет (а в условиях санкций тем более), но и частников на дороги общего пользования пока не пускают.

 В апреле 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте до 2016 года, в соответствии с которым должны были появиться локальные перевозчики.

Планировалось, что они будут перевозить грузы на путях общего пользования своими локомотивами, но пилотный проект так и не был запущен. 

Финансы

Несмотря на монопольное положение, РЖД остается удивительно неэффективной с финансовой точки зрения: 2014 год холдинг завершил с чистым убытком в 99,3 миллиарда рублей, 2013-й — с убытком в 198 миллиардов рублей.  При этом компания регулярно просит деньги у государства.

Если в 2015 году РЖД получила 30 миллиардов рублей, то на 2016 год просит уже 140 миллиардов рублей. По данным Счетной палаты, за 2012-2014 года РЖД пополнила свой уставной капитал из бюджета страны на сумму в 190,2 миллиарда рублей, то есть получила больше, чем все остальные компании.

Эти средства, полагают в Счетной палате, расходовались нерезультативно. 

«Чиновники, которые ходят на совещания к президенту Путину, говорят, что тот после 2012 года, упоминая при них о просьбах Якунина, выражается так: Якунин „канючит“, „ноет“ или „стонет“.

Манера решать проблемы за счет личной дружбы с президентом хороша, когда ею не злоупотребляют», — отмечает журналист Константин Гаазе.  Впрочем, если посмотреть на траты РЖД, то сказать, что монополия бедствует, нельзя.

Компания закупает автомобили по цене на 35% выше рыночной, тратит деньги на Олимпиаду в Сочи, футбольный клуб «Локомотив» и транспортировку святынь из Греции, а также скупает убыточные энергетические объекты. 

Тарифы на грузовые перевозки

Основной бизнес РЖД — это перевозка грузов, а не пассажиров. В 2014 году общие доходы компании составили 1,79 триллиона рублей, из них на пассажирские перевозки пришлось менее 200 миллиардов. 

Тарифная система для грузов сейчас устроена таким образом, что одни товары компания возит дешево, другие — дорого. Иными словами, за счет одних грузов РЖД субсидирует перевозку других.

При этом доля низкодоходных грузов (уголь и строительные материалы) растет, а высокодоходных (нефтяные грузы и металлы) падает.

Проблема, говорят источники «Коммерсанта», заключается в том, что РЖД не может определиться со стратегией: быть коммерческой структурой и действовать по законам рынка или быть госмонополистом и отстаивать социально значимые проекты. 

С этим связано и то, что в РЖД не понимают, за какие направления и какие грузы бороться. Участники рынка также недовольны отсутствием прозрачного механизма принятия решений: один завод при перевозке грузов может получить скидку, а другой при аналогичном заказе на преференции рассчитывать не сможет. 

Коррупция

При Якунине РЖД заплатила миллиарды долларов частным подрядчикам, которые скрывают своих конечных владельцев и не появляются по адресу регистрации.

По данным Reuters, с 2010-го по 2013 год в 43 тендерах на более чем 340 миллионов долларов принимали участие только две компании — «МПЦентр ЖАТ» и «Транссервисавтоматика».

Они были зарегистрированы в один день одним и тем же лицом, действовавшим от имени владельцев, информация о которых не раскрывается; счета были открыты в одном банке; однажды они подали заявки на участие в объявленном РЖД тендере с разницей в одну минуту. 

Еще один из крупнейших бенефициаров тендеров РЖД — «Сетьстройэнерго». С 2007 по 2013 год компания получила от госмонополии почти миллиард долларов. Большую часть средств она передавала неизвестным сомнительным компаниям — например, «Легатте». Ей «Строймонтаж» заплатил 115 миллионов долларов, хотя доход «Легатты» к тому времени составлял 3800 долларов в год.  

В свою очередь, изданию Slon удалось выяснить, что почти треть подрядов РЖД приходится на группу людей, которая может быть связана с советником Якунина Андреем Крапивиным. В 2012–2013 годах они выиграли тендеры более чем на 200 миллиардов рублей. 

Фонд по борьбе с коррупцией Алексея Навального обвинял Владимира Якунина и его сына Андрея в коррупции сразу по нескольким эпизодам.

Так, с 1 января 2014 года работы по укладке георешетки, используемой для укрепления склонов и путей, обошлись РЖД в миллиард рублей.

Навальный утверждал, что монополию на эти работы держит компания «ИнфраТех», которую контролирует Якунин через цепочку кипрских оффшоров. 

Якунин-младший, по данным ФБК и Reuters, заработал 500 миллионов долларов с помощью сети гостиниц, большинство из которых находятся на привокзальных территориях.  Земли выделялись через структуры РЖД, а финансирование обеспечил пенсионный фонд «Благосостояние», в котором хранят свои деньги сотрудники РЖД.

 Наконец, кипрская фирма VIY, на которую записаны большинство активов Якунина, владеет бизнесом по продаже железнодорожных билетов с наценкой. Этой компании принадлежит российская фирма УФС — эксклюзивный посредник, его услугами пользуются все сайты, продающие билеты.

Наценка есть и при бронировании отелей через сайт РЖД. 

По данным Forbes, на сотрудничестве с РЖД заработал не только Якунин-младший. Бизнес на железных дорогах делает и племянник Владимира Якунина Кирилл Амосов — он сдает в аренду РЖД полувагоны. 

Электрички

Еще одна болевая точка РЖД — пригородные перевозки. Они в основном убыточны. До 2011 года платить за них приходилось исключительно госмонополии (в 2009 году она потеряла на электричках около 25 миллиардов рублей, в 2010-м — больше 29 миллиардов).

 В 2011 году началась реформа: в госмонополии создали 26 дочерних структур, которым были переданы пригородные перевозки — так называемые пригородные пассажирские компании, ППК. Смысл реформы заключался в том, что теперь региональное правительство было заказчиком и должно было платить за электрички.

Каждый год «дочки» РЖД заключали контракты с чиновниками и предоставляли им расчет стоимости перевозок. После этого местные власти решали, сколько заплатят пассажиры, а сколько придется компенсировать из местного бюджета.

При этом профессор IE Business School Максим Миронов утверждает, что безубыточный («экономически обоснованный») тариф РЖД завышен как минимум вдвое, а при некоторой дополнительной экономии — вчетверо. 

Договориться удавалось далеко не всегда. По итогам 2013 года проблем не было только в 21 регионе. В шести регионах: Москве и области, Санкт-Петербурге, Адыгее, Астраханской и Рязанской областях — действовали столь высокие тарифы, что компенсация из бюджета не требовалась. В 15 субъектах компенсация выплачивалась в полном объеме.

 В остальных регионах «дочки» РЖД получали лишь часть денег. Так, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников утверждал, что не доверяет расчетам Северной пригородной пассажирской компании. «Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании.

Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», — говорил он. 

Конфликты происходили почти во всех регионах, а траты пассажирских компаний становились предметом обсуждений. Например, в 2012 году Центральная ППК заплатила за уборку 68 миллионов рублей, в 2013-м — 196 миллионов. Очевидно, что за год в электричках не стало в три раза чище.

В начале 2015 года дошло до того, что в 39 регионах были отменены 300 поездов — это, понятное дело, вызывало недовольство тех, кто в них ездил. В ситуацию пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину , но есть вероятность, что в 2016 году все повторится еще раз. 

При реформе пригородных перевозок было допущено несколько ошибок. Во-первых, все регионы перевели на одну модель, которая оказалась эффективна только в Москве и Санкт-Петербурге.

В остальных случаях пригородные пассажирские компании оказались ненужной надстройкой, а возить пассажиров по социально значимым маршрутам было бы проще, просто добавив пару остановок к обычному поезду дальнего следования и прицепив к нему вагон с пригородным тарифом. 

Во-вторых, бессмысленно оказалось создавать маршруты до аэропортов, тиражируя московский опыт: в большинстве случаев пассажиропоток в разы ниже, и в регионах перевозки по этим направлениям вскоре стали закрываться. 

В-третьих, у регионов нет механизмов согласования их интересов при межрегиональных перевозках, то есть заказать нужный маршрут достаточно сложно.

Так, в январе 2015 года была анонсирована отмена электричек Москва — Гагарин: их «не заказала» Смоленская область, хотя москвичам, вероятно, это направление нужнее.

Наконец, ошибочно было само разделение перевозок на дальние и пригородные, отмечает экономист, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков.

Он предлагает отменить это разделение и выравнять экономические условия для пригородных и дальних маршрутов; выделить социально и экономически значимые маршруты и утвердить комплексный план транспортного обслуживания населения; изменить систему утверждения тарифов; сохранить ППК только там, где есть прибыльные маршруты. 

Другие проекты

В 2009 году в России появились первые высокоскоростные поезда — «Сапсаны» стали курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом. Затем появились «Аллегро» до Хельсинки. При этом в РЖД решили не строить путей для скоростного движения, поэтому пришлось все грузовые поезда пустить в обход. В результате путь грузов между Москвой и Санкт-Петербургом увеличился с 660 до 1110 километров.  

При Якунине активно обсуждалось строительство специальных высокоскоростных магистралей — сначала из Москвы в Петербург, позднее — из Москвы в Казань.

Первый проект заморожен, второй пока в начальной стадии — в июне 2015 года Владимир Якунин сообщил, что на проектирование магистрали уйдет два года, на строительство — пять лет.

Предполагаемая сумма инвестиций — триллион рублей, так что вполне вероятно, что с учетом кризиса и этот проект будет отложен. 

Другие масштабные стройки (за исключением реконструкции БАМа) остались только на бумаге — например, туннель через Берингов пролив или высокоскоростная железная дорога в Пекин. На этом фоне российские авиакомпании впервые обогнали РЖД по числу пассажиров (без учета пригородных перевозок). Для сравнения, в 2000 году РЖД перевозили в пять раз больше пассажиров. 

Кого правительство назначит новым руководителем монополии, пока неизвестно, но очевидно, что это должен быть выдающийся менеджер.

Ему предстоит одновременно повышать эффективность компании, очищать госзакупки от сомнительных сделок, проводить железнодорожную реформу, налаживать взаимодействие с населением, региональными властями и перевозчиками грузов, а также очищать репутацию компании от «шубохранилищ» и другого наследия Якунина. 

Источник: https://meduza.io/feature/2015/08/19/monopoliya-nespeshnoy-ezdy

Что такое монополия. Естественная монополия и рынок монополии

Субъект естественной монополии ржд

Монополия — это тип рынка, при котором вся отрасль состоит из одной фирмы. Существует только один продавец-монополист, у него нет конкурентов, а его товара нет заменителей.

Монополией также называют компанию, которая полностью контролирует предложение определенных товаров или услуг на определенном рынке. В этом случае монополия — синоним понятия монополист.

Монополист контролирует производство и сбыт определенных товаров или услуг, конкуренция отсутствует. В результате фирма может завышать цены и не стремиться к качеству — из-за отсутствия альтернатив покупателям придется с этим мириться.

Цена, устанавливаемая монополистом, называется монопольной ценой.

Монополией в обиходе также называют исключительное право или возможность производства, продажи, использования чего-либо. Например: «Государство обладает монополией на выпуск наличных денег».

Если на рынке конкурируют от двух до пяти крупных фирм, это называется олигополией. А полная противоположность монопольному рынку — это рынок свободной конкуренции, где множество производителей предлагает одинаковые товары и услуги. Если множество производителей предлагают уникальные, но взаимозаменяемые товары — это рынок монополистической конкуренции.

О других типах рынка читайте в статье: Что такое конкуренция. Типы рынка

Признаки рынка чистой монополии

  • Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги.
  • Не существует близких товаров-заменителей.
  • Отсутствие свободы входа на рынок.
  • Все решения принимаются в условиях определенности — монополист обладает полной информацией о рынке.

Чем плохи монополии

Существование монополий невыгодно потребителям. Стремясь максимизировать прибыль, монополист поднимает цены до наивысшего возможного уровня.

При этом производится меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке — монополисту важно получить прибыль, а не удовлетворить нужды покупателей. Таким образом, монополия одновременно провоцирует дефицит — нехватку товаров или услуг.

Монополисту нет необходимость постоянно повышать качество, как это делают фирмы в условиях конкуренции. Также монополии не приходится столь активно снижать производственные издержки, рационально использовать ресурсы, внедрять новые технологии.

В то же время монополии тратят ресурсы на поддержание своего исключительного положения в отрасли, недопуск конкурентов на рынок. Монополия не дает конкурентам появиться, получить прибыль и предложить потребителю более качественные и дешевые товары и услуги.

Откуда берутся монополии

Первые в истории монополии создавались сверху, когда государство давало одной фирме привилегированное право торговли тем или иным товаром (например, табаком). В настоящее время государства также иногда применяют протекционистские меры — защищают своих производителей от иностранной конкуренции, и это может вести к возникновению монополий.

Монополии могут образовываться и без помощи государства: когда успешная фирма выдавливает конкурентов с рынка либо поглощает их.

В некоторых отраслях монополизации способствуют высокие издержки или законодательные барьеры, которые мешают новым фирмам войти на рынок.

Другими причинами появления монополии могут быть: технологическое лидерство; контроль над источниками сырья; эффект масштаба — снижение средних издержек с увеличением фирмы; эффект цепной реакции — распространение определенного товара усложняет пользование товарами конкурентов. 

Чаще всего к возникновению монополии ведут сразу несколько причин.

Что такое закрытая и открытая монополия, двусторонняя монополия

Закрытая или государственная монополия — это монополия, созданная властями с помощью законодательных ограничений.
Пример: государственная винная монополия, введенная в Российской империи в конце XIX века.

Открытая монополия — это временная монополия, возникающая после появления новой технологии или продукта. Она исчезает, когда конкуренты осваивают данную технологию и начинают производить аналогичную продукцию.

Пример: после того, как Александр Белл изобрел телефон, его компания AT&T стала монополистом на рынке телефонной связи.

Однако затем у фирмы появились конкуренты, также освоившие производство телефонных аппаратов.

Монополия двухстороннего типа — это ситуация, в которой монополист-продавец имеет единственного покупателя.

Обе стороны имеют определенную рыночную власть, но им приходится договариваться о ценах и условиях, поскольку альтернатив нет.

Пример: в городе одним градообразующим предприятием существует сильный профсоюз работников. Предприятие — единственный покупатель на рынке труда, а профсоюз — единственный продавец рабочей силы.

Что такое естественные монополии

Естественная монополия — это предприятие, объединенное единой сбытовой организацией, на рынке, где конкуренция невозможна в силу технологических особенностей. Долгосрочные издержки достигают минимума, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, поэтому возникновение монополии в данной отрасли отчасти обосновано.

К естественным монополиям принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

Другой пример естественной монополии в России — Российские железные дороги. Создать альтернативную систему железных дорог в стране невозможно, так что РЖД остается монополистом на рынке железнодорожных перевозок.

При этом существуют аналоги: в некоторых случаях можно пользоваться не поездом, а самолетом или автомобилем. Таким образом, компания РЖД — не монополия на рынке транспортных услуг, но монополист на рынке железнодорожных перевозок.

Российская Федеральная антимонопольная служба ведет реестр естественных монополий (по состоянию на 1 января 2019 года).

Виды монополий: концерн, картель, конгломерат

Противоположность естественной монополии — монополия искусственного типа. Это ситуация, при которой несколько предприятий объединяются, чтобы контролировать рынок.

Существуют различные уровни монополистических объединений:

  • Картель — формальная или неформальная договоренность между отдельными производствами о единой сбытовой политике (о ценах, объемах производства, рынках сбыта, дележе прибыли). Картельный сговор — договоренность о ценах и сбыте между несколькими крупными производителями. При этом организация производства остается на усмотрение отдельных фирм.
  • Синдикат — более высокая форма объединения, он предполагает централизованное снабжение, сбыт продукции и распределение заказов.
  • Трест означает, что отдельные фирмы теряют производственную самостоятельность. Прибыль распределяется в зависимости от вложенного капитала.
  • Концерн или конгломерат — высшая форма монополистического объединения. В концерны объединяются предприятия, связанные технологической цепочкой по производству конечного продукта. Это могут быть предприятия разных отраслей — производства. торговли, транспорта, услуг, финансовые учреждения. Отдельными предприятиями управляет руководство концерна или конгломерата.
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данных видов товаров и услуг, причем данный товар не имеет заменителей.

Антимонопольное законодательство

Одна из задач государства в условиях рыночной экономики — защита конкуренции. Практически во всех странах существует антимонопольное законодательство и органы для регулирования монополий. Хуже всего поддаются регулированию естественные монополии.

В России поддержанием конкуренции занимается Федеральная антимонопольная служба. Основа российского антимонопольного законодательства — федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наличие монополии определяется по доле компании в общих продажах на рынке. Компаниям запрещается, в частности:

1. Установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (демпинг).

2. Изъятие товара из обращения, если результатом стало повышение цены.

3. Навязывание контрагенту невыгодных условий договора.

4. Экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос.

5. Необоснованный отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.

6. Создание дискриминационных условий. Необоснованное установление различных цен на один и тот же товар для разных покупателей.

7. Препятствование доступу других компаний на рынок или выходу с рынка.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Источник: https://www.anews.com/p/114150211-chto-takoe-monopoliya-estestvennaya-monopoliya-i-rynok-monopolii/

Закупки субъектов естественных монополий 2020 г

Субъект естественной монополии ржд

1. Естественная и искусственная монополия

2. Государственные естественные монополии: основные преимущества   

3. Закупки субъектов естественных монополий как заказчиков по 223-ФЗ

4. Закупки субъектов естественных монополий как поставщиков по 44-ФЗ 

          Естественные монополии в сфере государственных закупок могут выступать как в роли заказчиков, так и в роли поставщиков. В данном материале мы расскажем о регламентации деятельности естественных монополий современными законами в контрактной системе.

1. Естественная и искусственная монополия

В соответствии со статьей 3 147-ФЗ, естественная монополия – это такая рыночная ситуация, когда отсутствие конкурентов позволяет оптимальным образом удовлетворять запросы населения и государства, полная дефиниция субъекта естественной монополии прописана в части 1 статьи 4 147-ФЗ.

Например, транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам будет приносить наибольший доход при наименьших затратах именно тогда, когда этим станет заниматься одна корпорация. Другой пример: все перевозки по железным дорогам осуществляются ОАО «Российские железные дороги», которая владеет железнодорожными путями России и является естественным монополистом.

Сетевая передача тепловой энергии и электричества, услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов, центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура, почтовая связь: все эти отрасли — это исключения, лежащие вне зоны антимонопольного законодательства. Поскольку все перечисленные корпорации выступают в роли единственного поставщика, потребителям приходится оплачивать пользование их продукцией по предложенным тарифам, установленным государственными структурами.

В то же время, отсутствие конкуренции включает в себя отсутствие и недобросовестных конкурентов. Кроме того, крупные корпорации находятся под постоянным контролем государства.

Естественную монополию следует отличать от искусственной, при которой корпорация поглощает конкурентов, централизуя капитал, либо является единственным поставщиком уникальных ТРУ.

Естественная монополия — это продукт социальной эволюции человечества.

Разрозненные торговцы сообразили, что смогут увеличить свои доходы, объединившись в ремесленный, или торговый цех, захватив, в результате, абсолютную власть в данном секторе рынка или производства, что в результате позволило диктовать потребителям любые цены на предлагаемую продукцию. Со временем общество научилось защищать интересы граждан от действий монополистов при помощи антимонопольных законов, которые в настоящий момент стали распространены практически во всех развитых странах.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

2. Государственные естественные монополии: основные преимущества  

Естественная монополия защищается государством по следующим декларируемым причинам:

1) ЕМ не тормозит социально-экономическое развитие общества.

2) ЕМ обеспечивает безопасное и эффективное производство и стандарт качества поставляемой продукции.

3) Гигантские мощности ЕМ обеспечивают стабильность доходов и дают возможность модернизировать производство, повышая качество продукции и снижая ее стоимость, делая, таким образом, свои товары и услуги более привлекательными для потребителя, ЕМ работают на благо всего общества. Допустим, конкуренция в сфере метрополитена привела бы к нерентабельности данного вида транспорта и резкому повышению стоимости, что в итоге привело бы к гибели всю отрасль данного общественного вида транспорта.

4) Нерентабельность запусков новых проектов с аналогичными продуктами: много затрат, которые, скорее всего, никогда не окупятся. Допустим, прокладывание новых газовых или водопроводных сетей.

5) Отсутствие устойчивого спроса. В первую очередь, это относится к морскому транспорту, где единственным заказчиком выступает государство, которому экономически нецелесообразно существование параллельных производств в данной отрасли.

6) ЕМ стабильна, особенно при сравнении с ИМ, которая имеет тенденцию к раздробленности.

7) ЕМ будет востребована до наступления новой НТР и последующего глобального технологического перевооружения.

8) ЕМ позволяет гарантировать стабильную работу государственных корпораций посредством минимизации слабых производственных звеньев и государственного регулирования.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

3. Закупки субъектов естественных монополий как заказчиков по 223-ФЗ

Законодательство регламентирует закупочную деятельность субъектов естественной монополии в пункте 1 части 2 статьи 1. СЕМ, подобно другим государственным заказчикам, обязан разработать и опубликовать план и Положение о закупках.

Но и здесь есть свои исключения: под действия закона не попадают СЕМ, у которых сумма годовой выручки от регламентированной деятельности составила менее десяти процентов от годовой суммарной выручки за остальную деятельность.

Данные сведения публикуются в свободном доступе в ЕИС. Если речь идет о дочерних предприятиях СЕМ, то здесь рубеж составляют пять процентов от общей выручки за предыдущие четыре квартала в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2.

1 статьи 1.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

4. Закупки субъектов естественных монополий как поставщиков по 44-ФЗ

Согласно пункту 1 части 1 статьи 93, поставку от СЕМ государственные заказчики оформляют как закупку у единственного поставщика. Главное в этой ситуации верно идентифицировать поставщика как СЕМ. Для этого существуют два критерия.

1) Реестр СЕМ

2) Отрасль, в которой занят поставщик, находится в сфере естественных монополий, см. пункт 1 статьи 4 147-ФЗ.

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/zakupki-subektov-estestvennykh-monopoliy-/

Какова роль монополий в сфере закупок

Субъект естественной монополии ржд

Естественные монополии в России — это заказчики и поставщики в контрактной системе. Из статьи вы узнаете, как законодательно регулируется их деятельность.

Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие «естественная монополия» как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.

Производитель товаров и услуг в такой ситуации является субъектом ЕМ. Точно определить, какая к естественной монополии относится отрасль, можно в ч. 1 ст. 4 № 147-ФЗ. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.

Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.

Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний.

Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Монополия как заказчик по 223-ФЗ

Закон устанавливает общие принципы и требования закупочной деятельности для субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 2 ст. 1). У каждой компании, которая работает в рамках данного акта, должны быть разработаны и опубликованы план и Положение о закупках.

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год.

Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий.

Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Закупочную деятельность компания осуществляет на основании 223-ФЗ и Положения о закупках. В 2020 году она стала лидером по объему закупок по 223-ФЗ, в 2,5 раза обогнав ПАО «Газпром».

Как заказчик ОАО «РЖД» имеет собственную электронную торгово-закупочную площадку (с 01.10.2018 — http://rzd.rts-tender.ru).

СКРИН ПЛОЩАДКА

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Монополия как поставщик по 44-ФЗ

Приобрести продукцию у субъектов естественной монополии государственные заказчики могут через закупку у единственного поставщика (п. 1 ч. 1 ст. 93).

Здесь важно правильно определить, действительно ли поставщиком является естественная монополия. Сделать это можно либо ориентируясь на отрасли, в которых работают подобные организации (п. 1 ст. 4 № 147-ФЗ), либо обратившись к соответствующему реестру:

СКРИН РЕЕСТР

Однако поставщика может и не быть в таком реестре.

Источник: https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/kakova-rol-monopoliy-v-sfere-zakupok

Юрист-эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: