Нк рф штрафные санкции

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Нк рф штрафные санкции

Налоговые правонарушения — это совершенные умышленно или по неосторожности действия либо бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность по НК РФ.

Расскажем о понятии, функциях и признаках налоговой ответственности, ее основаниях. Поясним, в каком порядке к ней привлекают, какие обстоятельства от нее освобождают. Расскажем и о том, что может ее смягчить или, наоборот, усугубить.

Также разберемся в видах ответственности, грозящей за нарушение налогового законодательства.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ (гл. 15 — 18). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК, основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

  • нормативное — описание конкретного нарушения в законе (скажем, ст. 129.11 НК «, ч. 1 которой гласит, что непредоставление в установленный срок налогоплательщиком документации карается взысканием штрафа в 100 000 руб.;
  • фактическое — означает реальность совершенного нарушения;
  • процессуальное — соответствующий акт ФНС или суда, который вступил в силу.

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры (гл. 11 НК) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК. Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК;
  • дисциплинарные (ст. 192 ТК) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ).

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120, 122 и 123 НК. Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК.
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19, 20 НК, а именно ст. 137, частично 138, о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков (ст. 101.3 НК).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК, нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности (ст. 113 НК).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК, являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК. Смягчают ее:

  • стечение тяжких семейных или индивидуальных обстоятельств;
  • угрозы или принуждения, а также служебная, материальная или иная зависимость;
  • тяжелое материальное положение — для физического лица;
  • иные обстоятельства, которые признаются таковыми в конкретной ситуации.

Отягчает ответственность рецидив нарушения.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/otvetstvennost-po-nk

Налоговые санкции

Нк рф штрафные санкции
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Правонарушения » Налоговые санкции

Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер.

В широком понимании начисление налоговых санкций следует понимать как применение неблагоприятных последствий, связанных с несоблюдением обязанностей, связанных с налогообложением. Штрафные санкции могут иметь выражение штрафа, взыскания недоимки или пени.

В суженом понимании они подразумевают под собой меру ответственности, которая выражается в виде финансового взыскания и устанавливается законодательством РФ.

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов и исчисляются:

  • как процентное соотношение к той сумме налогов, которая неуплачена;
  • как твердая сумма;
  • как процентное соотношение, рассчитываемое от определенных объектов, устанавливаемых для проведения расчетов.

Как мера ответственности, санкции являются выражением, в котором проявляется контроль органов, осуществляющих учет налогов. Они применимы за неуплату и выражаются в виде взысканий. Санкции за нарушение налогового законодательства можно условно классифицировать на правовосстановительные и карательные.

К первой группе относятся такие виды ответственности, которые устанавливаются в результате неправомерных действий, связанных с нарушением финансового интереса страны и выражаются в восстановлении нарушенного права.

Вторая группа имеет направленность по предупреждению правонарушений. Такая мера ответственности необходимо для исправления и перевоспитания субъекта, ставшего нарушителем.

К нарушителям применяются недоимка и пеня. Применение недоимки означает исчисление и компенсацию той суммы сборов, которая не была уплачена. Такая мера ответственности, как пеня, применима при неверном исчислении или уплате налогов и является дополнением к основному обязательству налогоплательщиков.

Применение штрафных санкций осуществляется в рамках судебных производств.

Определение размера ответственности является компетенцией судов, которые обязаны контролировать срок давности, предоставленных законодателем для взыскания.

Общий срок давности, применимый при наказании за налоговые правонарушения, не может превышать 6 месяцев с того момента, когда правонарушения были обнаружены, что подтверждается актом, который составляет представитель налогового органа.

Установление налоговых санкций

Исполнение налоговых санкций может быть осуществлено в результате их установления и назначения. Определение таковых осуществляется при учете ряда принципов, система и виды которых определены законодателем, а также установлены процессуальными решениями судов различных инстанций.

Наиболее важным принципом, с использованием которого налоговые санкции взыскиваются, является справедливость и соразмерность.

Процесс установления ответственности, назначаемой в рамках законодательства РФ, должен быть обоснован правилом, согласно которого ограничивать прав и свободы предпринимателей и иных плательщиков налоговых обязательств, можно только в таких объемах, которые соразмерны целям наказания и не оказывают влияния на снижение объема  прав иных лиц.

На конституционном уровне установлены виды наказаний налогоплательщиков, размеры взысканий, система освобождения от последствий правонарушений, учет и порядок действий, связанных с процессом взыскания штрафных санкций за неуплату обязательных сборов.

Система наказаний должна быть дифференцирована, соразмерна, однократна, индивидуализирована и обоснована.

Применение налоговых санкций

Применение санкций налогового характера, уплата которых должна быть проведена плательщиком, осуществляется контролирующим органов. Среди таких органов, особое положение принадлежит налоговой инспекции. К ее функциям относятся процесс по исчислению и учету налогов, подлежащих уплате.

Правонарушения, представляющие собой неуплату налогов, должны выявляться налоговым органом и пресекаться им путем взимания штрафов.

Совершение нескольких правонарушений влечет за собой применение нескольких санкций, что исключает возможность поглощения менее строгих наказаний более строгими.

Процедура назначения и определения санкций возлагается на судебные органы.

Основанием для рассмотрения таких дел является заявление налоговых органов. К материалам, прилагаемым к таким заявлениям должны содержаться все необходимые данные о нарушении, размерах сумм, которые не были уплачены и о том, какие виды наказаний должны быть применены к нарушителю.

Мера взыскания, обозначенная в заявлении, может быть применена к нарушителю при условии соблюдения сроков давности, которые составляют 6 месяцев и исчисляются с того момента, когда состоялась фиксация нарушения. Способом фиксации нарушения является создание акта.

В тех случаях, когда срок давности истек, суд вправе отказать истцу. Последний имеет возможность восстановить сроки, для чего подается ходатайство. Удовлетворение такого ходатайства возможно при обосновании уважительности причин, повлекших такой пропуск.

Сроки неприменимы к заявлениям плательщиков, предметом которых является списание безнадежных санкций с лицевых счетов.

Увеличение и уменьшение размера штрафа

Положения НК определили круг обстоятельств, способствующих уменьшению или увеличению объема назначаемой ответственности. 

В качестве обстоятельств, способствующих отягощению уровня ответственности, принимается повторность совершаемых правонарушений.

Круг обстоятельств смягчающих налоговую ответственность является открытым, что говорит о возможность применения самых различных сведений ответчика в качестве смягчения вины. К таким обстоятельства может быть отнесено и сложное финансовое положение, и совершение деяния впервые, и отсутствие умысла в таких действиях.

Любое из обстоятельств, признанное таким, которое уменьшает степень вины, является поводом для снижения финансового эквивалента штрафа наполовину. 

Снизить штраф может и сам налоговый орган, но и уже сниженный штраф может быть уменьшен на основании судебного решения, о чем должен ходатайствовать ответчик, предоставляющий документы, позволяющие уменьшить ответственность субъекта налогообложения.

Взыскание налоговых санкций

Процесс взыскания налоговых санкций, которые могут быть выражены в виде штрафа, недоимки или пени, возложен на налоговый орган, выявивший и зафиксировавший нарушение законодательных норм.

Установить размер санкции должен суд, к которому с заявлением обращается инспекция, требующая привлечения к ответственности субъекта налогообложения.

Процессуальное решение о взыскании штрафных санкций, является основанием для проведения принудительного взыскания, через органы ФССП. Лицо, признанное нарушителем может исполнить решение налогового или судебного органа в добровольном порядке, а равно и вправе проводить обжалование таких решений.

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/nalogovye-sankcii.html

Понятие о пенях по Налоговому Кодексу Российской Федерации

Нк рф штрафные санкции

В правоотношениях, которые предполагают наличие обязательств одной из сторон в адрес другой, при отсутствии должного исполнения применяются санкции.

Одну из их разновидностей — пени НК РФ регулирует в полной мере, поэтому при назначении такого наказания в адрес должника необходимо ориентироваться на законодательство.

Основной при этом является статья 75 Налогового кодекса РФ, которую следует изучить для эффективного и законного применения пени.

Расшифровка понятия

В правовых нормах Российской Федерации пеня — это разновидность неустойки, понятие которой отличается от штрафа тем, что сумма увеличивается за каждый день неперечисления.

Также ее особенностью является формирование в виде процента от суммы, а штраф, соответственно, будет являться фиксированной суммой, насчитываемой без привязки к объему невыполненных обязательств.

В интернете существует масса сравнительных таблиц, которые помогут разобраться в отличиях этих неустоек.

Пеня не является единственным наказанием, и предусматривать налоговая инспекция может и другие санкции. Таким образом, вне зависимости от примененных мер и уплаты суммы задолженности, к последней нужно добавить пени за весь расчетный период. В налоговой сфере пеню плательщик обязан уплатить за опоздание при перечислении государственных сборов, ведь для этого прописаны определенные сроки.

Нюансы статьи 75 НК РФ

Пени действующий Налоговый кодекс регламентирует в части 1, где есть глава 11 и статья 75, как и их применение, при этом оговаривается, что пеня должна уплачиваться в отдельности от возникшей задолженности, и вне зависимости от того, применяются ли меры ответственности за нарушение законодательства.

Для начислений пени руководствуются Налоговым кодексом

Начисление неустойки в 2019 году происходит за каждый полный день, начиная с даты, следующей за последним днем, когда можно было уплатить налог. Пеня не используется, если налогоплательщик не смог выполнить обязательства перед бюджетом по объективным причинам.

К примеру, в ситуации, когда налоговиками на имущество субъекта был наложен арест либо суд принял решение о временной заморозке счетов плательщика, пеня начисляться не будет. Правда действует такая возможность только в период, когда затруднения могут быть доказаны.

Согласно с законодательством, для физлиц, ИП и юридических лиц, просрочивших уплату налога на срок до 30 дней, для расчета пени применяется 1/300 действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центробанком.

А вот если организация не произвела выплаты налога в течение 30 дней после конечной даты выполнения обязательств, используется 1/150 доля ставки рефинансирования, что отражается отдельной проводкой по нормам КБК.

Интересно, что пеня до 30 дней начисляется по обычной величине. 1/150 будет применяться только за дни больше этого срока, и чтобы вычислить конечную неустойку по НДС, следует проводить отдельные расчеты.

Закон говорит, что платить пеню нужно одновременно с налогом, а если этого не будет произведено, то взимание неустойки могут провести и в принудительном порядке. Обычно это происходит путем заморозки счетов и списывания денежных сумм с них, но вполне возможен арест имущества для его последующей реализации.

Отдельно также следует упомянуть, что пени не будут начислены на сумму недоимки, если она образовалась по причине дачи письменных пояснений касательно порядка исчисления и уплаты налога. Также это действует, если налогоплательщик писал разъяснения по поводу применения законодательства о налогах и сборах, если это происходит в рамках компетенции.

Мотивированное мнение налогового органа, выполнение которого производилось налогоплательщиком, и вследствие чего наступила просрочка, также будет причиной для неначисления пени. Но следует отметить, что неустойка все же учитывается, если основанием для мнения была неполная либо не соответствующая действительности операция, которая подавалась налогоплательщиком ранее.

Правовые комментарии

В ст. 75 НК РФ пени устанавливаются как одна из разновидностей неустойки, которая применяется за просрочку уплаты налога.

Ведь каждый налогоплательщик, ведя свою деятельность законно, имеет обязанность вовремя перечислять государственные сборы, которые идут в бюджет.

Правовые нормы постоянно меняются, к примеру, закон 137-ФЗ внес в статью 75 НК РФ определенные поправки, они касаются уплаты налоговых сумм с опозданием.

Знание законов позволит определить правильность начисления процентов неустойки

В пункте 6 статьи было указано, что с организаций и ИП взыскание пеней производится через суд, в то же время, статья 45 Кодекса говорит о том, что налог взыскивают в судебном порядке:

  • с предприятия, которым открывался лицевой счет;
  • с целью получения недоимки, которая не погашается более трех месяцев с момента просрочки;
  • компании или ИП, если необходимость перечисления налога появилась вследствие изменений касательно юридической характеристики проведенной сделки.

Статья 75 НК РФ оговаривает некоторые нюансы положений касательно начисления пени на недоимку. Как следствие, можно сказать, что пеня не начисляется на сумму недоимки, если это было спровоцировано выполнением разъяснения налоговиков.

Само предписание может писаться нескольким плательщикам, а не одному лицу. Более того, должно прослеживаться отношение смысла и содержания разъяснения к налоговому периоду, в котором возникла недоимка.

При этом дата самого разъяснения не имеет значения, важен факт ссылки на конкретный период времени.

Учитывая мнение Конституционного суда России, пеня является правовосстановительной мерой принуждения, которая применяется для выполнения обязанности по уплате налогов. Но применяется она только в случае, если обязательства не выполняются, и фактически, таким образом покрывается ущерб, нанесенный бюджету недобросовестным плательщиком.

Пеня по Налоговому кодексу РФ является одной из разновидностей неустойки, которая начисляется при невыполнении обязательств по перечислению государственных сборов. Важно разбираться в законодательстве, ведь это не только дает понимание ситуации, но и обеспечивает возможность оспаривания начисления пеней, особенно в тех случаях, когда налоговики налагают неправомерные санкции.

О пени можно узнать из видео:

Источник: https://MoyDolg.com/peni/nk-rf.html

Юрист-эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: